Грамотный читатель 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя России Сергея Ромашина
города Южно-Сахалинска

Приложение
к программе начального общего
образования, утвержденной
приказом директора от 31.08.2023г.
№ 01-3108/ОД

Рабочая программа
курса «Грамотный читатель»,
для учащихся 1 классов

Южно-Сахалинск
1

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Грамотный читатель» разработана на
основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, в соответствии с
положениями
Федерального
Государственного
образовательного
стандарта начального общего образования (Приказ Министерства
образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). Рабочая программа
является частью основной образовательной программы начального общего
образования МАОУ СОШ №3 имени Героя России Сергея Ромашина,
составлена с учётом примерной программы по русскому языку и
литературному чтению В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой,
М.В. Бойкиной.
Программа адресована обучающимся 1-е классов, рассчитана на
изучение материала в течение 33 учебные недели.

Цель изучения курса «Грамотный читатель» - создание условий для
развития социально-значимых личностных качеств учащихся, приобщение
к нравственным и культурным ценностям общества.
Задачи :
– овладение учащимися технологии продуктивного чтения
– совершенствование культуры чтения, развитие интереса и
мотивации кчтению книг;
– формирование умения читать тексты с использованием трёх этапов
работыс текстом;
– развитие у детей способности самостоятельно мыслить
в процессе
обсуждения прочитан
– обеспечение усвоения ряда понятий технологии продуктивного
чтения: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное
чтение» идр.;
– воспитание любви к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, кприроде, науке и искусству;
Данная рабочая программа содержит следующие структурные
компоненты:
1. Пояснительную записку.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
3. Содержание курса с указанием форм организации и видов
деятельности
4. Тематическое планирование
5. Приложения
2

I. Планируемые результаты освоения курса
«Развитие читательской грамотности»
Личностные результаты:
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению,
 сформированность мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
 сформированность
ценностно-смысловых
установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и
строить жизненные планы, способность к осознанию российской
идентичностив поликультурном социуме;
 развитие
эстетического
сознания
через
освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
У ученика будут сформированы
УУД Регулятивные
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки.
Ученик получит возможность для формирования УУД
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные
использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое,
ознакомительное — и выбирать вид чтения в соответствии с
поставленным заданием;
преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- пользоваться справочником и энциклопедией.

3

Ученик получит возможность для формирования УУД
осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов
библиотеки интернет-ресурсов;
- строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
Коммуникативные
- участвовать в коллективной работе; планировать работу
группы
всоответствии с поставленными задачами;
- готовить самостоятельно проекты;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций всотрудничестве;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи; создавать письменное
высказывание с обоснованием своих действий.

-

Ученик получит возможность для формирования УУД
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственнуюпозицию;
задавать
вопросы,
необходимые
для
организации
собственнойдеятельности и сотрудничества с партнёрами;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничественеобходимую помощь;
адекватно
использовать
все
речевые
средства
для
решениякоммуникативных задач
Результаты освоения курса «Грамотныйчитатель»:
1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с
конкретным направлением, с социальной реальностью в
повседневной жизни):
 получение школьниками знаний о содержании трёх шагов
технологии продуктивного чтения, читательских умениях и способах
разметки текстов для ведения «диалога с автором».
2. Результаты
второго уровня (формирование позитивного
отношения

4

школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом):

демонстрация навыков по применению читательских
умений и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в
коллективной деятельности под руководством взрослых. Осознание
содержания и структуры технологии; усвоение таких понятий
технологии, как
«прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное
чтение», и др. Способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к
добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и
искусству.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками
опыта самостоятельного социального действия):

приобретение опыта использования в практике основных
читательских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования
своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление
способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание
солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством
и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к
чтению книг.
II. Содержание курса «Развитие читательской грамотности»
Раздел 1. Настоящий читатель
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о
настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки.
Раздел 2.Виды смыслового чтения
Просмотровое
чтение.
Ознакомительное чтение.
Изучающеечтение. Рефлексивное чтение.
Практическая работа с текстами.
Раздел 3. Технология продуктивного чтения
Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из
учебника русского языка, литературного чтения и окружающего мира.
Сходство и различие текстов разных предметов.

5

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений.
Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и
понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение.
Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанному: грустим,
удивляемся, радуемся, испытываем эмоции.
Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.
Шаг первый.
Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для
чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации.
Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и
предвосхищение чтения. Высказывание
своих
первоначальных
предположений.
Шаг второй.
Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять
их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и
воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача
восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов.
Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль.
Практическая работа с текстами. Чувства и эмоции читателя. Читаем и
думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение. Вопросы автору,
возникающие по ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором.
Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать,
мысленно рисовать, представлять события и их героев. Слова в круглых
скобках – подсказки и комментарии.
Шаг третий.
Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа
продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, придумать
продолжение, помечтать, сделать выводы. Знакомство с жизнью автора,
его творчеством, историей создания книги.
Формы организации занятий: практика работы с текстами, чтение
художественной литературы.
Виды деятельности:
 Познавательная деятельность
 Проблемно – ценностное общение
 Игровая
 Проектная
 Художественное творчество
 Социальное творчество
6

III. Тематическое планирование
№
занятия

Страницы
пособия

Тема

1

6–7

2-3

8–9

Стихотворение В. Степанова «Что мы
Родиной зовём». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения В.
Степанова «Что мы Родиной зовём»

2

4-5

10–11

Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»

2

6-7

12–14

Научно-познавательные тексты «Белый
медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к
чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и
белый медведи»

3

8-9

15–19

Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с
сосной»

2

Количество
часов
Первый год обучения (16 ч)
Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь».
1
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь»

7

Виды деятельности
обучающихся
Прогнозирование содержания стихотворения.
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ средства художественной
выразительности: сравнение. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие интонационного строя речи.
Выразительное чтение стихотворения. Взаимная
оценка
Прогнозирование содержания стихотворения.
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ идейного содержания.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Выразительное
чтение стихотворения. Взаимная оценка
Анализ содержания сказки. Творческое задание:
придумать свой финал сказки. Словарная работа
Анализ содержания научно-познавательных
текстов. Сравнение текстов разных типов.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Выразительное чтение
сказки по ролям. Взаимная оценка
Анализ содержания сказки. Определение главной
мысли сказки. Восстановление
последовательности событий. Логические

10-11

19–21

Научно-познавательный текст В.
Сивоглазова «Вечнозеленые растения».
Готовимся читать по ролям чувашскую
сказку «Почему зелёные ёлка с сосной»

2

12-13

22–25

Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к
выразительному чтению рассказа Н.
Сладкова «Рыцарь»

2

14-16

26–32

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»

3

17

33–34

Научно-познавательный текст «Эхо».
Готовимся к выразительному чтению
рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо»

1

18-19

35–37

Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к
чтению по ролям рассказа В. Осеевой
«Сторож»

2

20-21

38–40

Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся
к постановке рассказа В. Осеевой

2

8

упражнения
Сравнение художественного и научнопознавательного текстов. Извлечение
необходимой информации из научнопознавательного текста. Развитие технической
стороны чтения. Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение по ролям отрывка сказки
Актуализация знаний об авторе.
Прогнозирование содержания произведения.
Анализ содержания рассказа. Анализ средства
художественной выразительности: описание.
Определение главной мысли рассказа. Развитие
технической стороны чтения. Выразительное
чтение отрывка рассказа.
Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану.
Выявление и обсуждение средства
художественной выразительности: описания
Сравнение художественного и научнопознавательного текстов. Извлечение нужной
информации из научно-познавательного текста.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Выразительное чтение
отрывка из рассказа. Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе.
Анализ содержания рассказа. Словарная работа.
Формирование нравственной оценки поступков
героев рассказа. Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Выразительное
чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка
Анализ содержания рассказа. Составление плана
текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка.

«Навестила»

22-23

41–43

Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к
постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»

2

24-26

44–49

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»

3

Экскурсия в библиотеку

1

27
28

49–50

Готовимся к постановке рассказа В.
Драгунского «Англичанин Павля»

1

29-30

51–53

Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился»

2

9

Формирование нравственной оценки поступков
героев рассказа. Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Инсценировка
отрывка из рассказа
Анализ содержания рассказа. Составление плана
текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка.
Формирование нравственной оценки поступков
героев рассказа. Восстановление
последовательности событий рассказа.
Составление вопросов к тексту. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Инсценировка отрывка из рассказа.
Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Прогнозирование содержания
произведения. Анализ содержания рассказа.
Словарная работа. Логические упражнения
Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге.
Поиск нужной информации в словаре
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Инсценировка
рассказа
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Прогнозирование содержания
произведения. Анализ содержания рассказа.
Определение главной мысли рассказа.
Характеристика героя. Логические упражнения

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».